Часто, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо, когда он устал, он не может высказать свои чувства. Но такие ситуации могут быть причиной его плохого поведения и трудностей в общении со сверстниками. В таких случаях нужно уметьуслышать ребенка, дать понять ему, что вы знаете о его переживании, помочь ему озвучить его чувства. Этот способ психологи называют » активное слушание». Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.
Вот основные правила беседы по способу активного слушания.
1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно отложите все дела ( не читайте газету, не смотрите телевизор, не лежите на диване) и повернитесь к нему лицом. Вы не должны смотреть на малыша с высоты вашего роста. Присядьте или встаньте на колени, или возьмите его на руки. Очень важен зрительный контакт – ваши глаза должны быть на уровне глаз ребенка. Ваше положение по отношению к нему – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы услышать ребенка.
2. Если ребенок расстроен или огорчен, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:
ребенок: Не буду больше играть с Машей!
родитель: Ты на нее обиделась.
Не нужно спрашивать:» А что случилось?» или » Ты , что на него обиделась?». Потому, что фраза оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Часто на вопрос: » А что случилось?» огорченный ребенок отвечает:» Ничего» , потому, что в этот момент его переполняют чувства, которые он не может высказать и ему совсем не хочется рассказывать о том, что случилось. Поэтому, озвучив его чувства, вы поможете ему начать разговор.
3.Повторите то, что вы слышали. Так вы подтвердите, что услышали ребенка. Например можно сказать: » Ты расстроилась потому, что сломалась лопатка.» или » Ты хотел покачаться на качели прямо сейчас.» Эти утвердительные признания облекают чувства ребенка в слова. Но делать это нужно осторожно и если малыш в истерике, то не стоит его ругать и говорить, что он стал совсем неуправляемым, т.к. это может усугубить ситуацию, а не помочь ему.
4. Важно после каждой вашей реплики «выдержать паузу» , помолчать. Пауза даст возможность ребенку разобраться в своих переживаниях и подтолкнет его больше рассказать о случившемся.
Не стоит думать, что активное слушание – это способ добиться от ребенка того, что вы от него хотите. На самом деле, это путь для установления лучшего контакта с ребенком, показать , что он вам не безразличен, что вы не безучастны к его проблемам.
Есть дети, которые испытывают постоянную потребность рассказывать родителям обо всем, что произошло за день и они тараторят без умолку. В этом случае им важно лишь ваше присутствие и внимание. Просто внимательно слушайте, употребляя иногда короткие реплики, чтобы ребенок чувствовал, что вы его слушаете.
По материалам книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком Как?»