Суббота, 20.04.2024, 08:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ответы на ваши вопросы о детях [27]
Первый год жизни [19]
Грудное вскармливание [10]
Этой теме нужно уделить отдельное внимание, так как многие женщины бросают кормить из-за проблем с гв.
Наш опрос
Доверяете ли вы медикам?
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Наши детки » Ответы на ваши вопросы о детях

Когда и как начинают говорить дети? Какие они, первые их слова? Ребенок готовится к ним с младенчества.

До полутора лет

У ребенка стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют. Развитие речевого слуха позволяет ребенку уже в конце года понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов. На вопрос "где часы?", малыш ищет глазами будильник и останавливает на нем свой взгляд; "где мячик?" - и малыш улыбается, когда найдет его. Довольны все - и дети, и родители: "Все понимает, а сказать не может", - удивляются они. Действительно, до определенного возраста понимаемых слов значительно больше, чем произносимых.
Начало второго года - начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Прислушиваясь, сразу можно понять, сердится ребенок или радуется, обижается или что-то просит. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые "слова", которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.
Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами - своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией. У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается.

От полутора до двух лет

Примерно в этом возрасте происходит чрезвычайное событие - ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.
Конечно, эти цифры весьма приблизительные. Сроки и темпы овладения речью очень индивидуальны и зависят от особенностей нервной системы и условий воспитания ребенка. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимаемых слов значительно больше, чем произносимых, сильно затягивается. Вплоть до двух лет, прекрасно понимая все, что говорят окружающие, они не произносят ни слова - либо вообще молчат, либо объясняются лепетанием.
Не стоит беспокоиться, если они понимают обращенную к ним речь взрослых, охотно слушают, смотрят в глаза и на губы, самостоятельны в предметной деятельности - речевое развитие идет нормально, и скоро они заговорят. Переход к активной речи у таких детей обычно совершается внезапно: еще вчера ничего не говорил, а сегодня болтает так, что остановить невозможно.
И это понятно, ведь достаточно богатый запас понимаемых слов сразу становится активным словарем. Бывает, что дети, упорно молчавшие до двух лет, уже в три года догоняют и перегоняют в своем речевом развитии тех, у кого активные слова появились в 7-8 месяцев. Поэтому сроки и темпы овладения речью - не главный и не единственный показатель развития. Не менее важны функция первых слов и их качественные особенности.

Первые слова

По своей роли первые слова существенно отличаются от любых, даже самых сложных лепетных вокализов. Слово -прежде всего знак, то есть заместитель, представитель другого предмета или явления. Значит, за каждым словом обязательно стоит то, что оно обозначает - его значение. Если лепетные вокализы выражают общее настроение малыша и его аморфное желание пообщаться, то слово обозначает нечто совершенно конкретное и определенное. А вот что именно, понять бывает не так просто.
Во-первых, потому что первые слова еще очень похожи на лепет (кика, бака, патя и др.) И во-вторых, потому что они содержат в себе сразу все части речи - и существительное, и прилагательное, и глагол. Называя какой-нибудь предмет удобным для себя сочетанием звуков, малыш произносит не его название, а целую фразу, в которой есть и отношение, и желание, и действие. Первое детское "дай" - не просто глагол в повелительном наклонении, это целая фраза, которую можно было бы так перевести на язык взрослых: "Мама, достань мне, пожалуйста, с полки эту куклу в синем платье, она мне очень нужна". Устойчивая связь определенных звуков с конкретным предметом или действием, регулярная их повторяемость в схожих ситуациях свидетельствует не о простом детском лепете, но о первом настоящем слове ребенка. Правда, оно может существовать и быть понято только в конкретной наглядной ситуации - вместе с жестом, взглядом, движением, направленными на предмет. Ребенок называет только тот предмет, который видит перед собой, и только то действие, которое осуществимо здесь и сейчас. Он говорит "ляля", только если видит или ищет куклу.
Он не скажет "Таня сидит", если она стоит. Двухлетние малыши, наверное, самые правдивые существа в мире, они говорят только то, что есть на самом деле, что они видят своими глазами. Такое слияние звуковой формы слова с его значением - важная, но не единственная особенность первых слов ребенка.

Слова-обобщения

Даже самые первые его слова это и своего рода обобщения. Не такие, как у взрослых, конечно. Дети объединяют в одну группу и обозначают одним словом совершенно разные и, казалось бы, совсем непохожие предметы. Например, словом "кика" малыш может называть и кошку, и мех на своем пальтишке, и варежки, и мамины волосы, и плюшевого мишку, и одеяло. С точки зрения взрослого, во всем этом нет ничего общего. Но для малыша все это теплое, мягкое и приятное, как киска, потому все это - "кика". В своих первых обобщениях он руководствуется прежде всего непосредственным ощущением.
Непонятность речи детей для взрослых, в особенности для малознакомых, в основном связана с их обобщением окружающих предметов по признакам, совершенно неведомым взрослым, поэтому докопаться, почему ребенок вдруг называет ботинки "тя-па", а воду в ванне - "лока", непросто. Но возможно. Надо лишь вспомнить, что словом "тяпа" он называет и носочки, и валенки, и колготки, и все, что надевается на ноги, как и тапочки. А в ванне он когда-то купался с пластмассовой лодочкой - с тех пор все, что связано с купанием, называется лодочкой - "лока". Вот почему наука считает детскую речь автономной: она строится по своим законам и относительно независимо от высказываний взрослых.

Овладение словом

Даже самые первые попытки ребенка заговорить показывают, что слово как бы отделяется от предмета и само становится неким предметом, которым ребенок пробует действовать. Можно назвать "овладение словом" метафорой, если иметь в виду первые активные слова малыша. На самом деле он, как правило, овладевает не словом, а сразу речью, поскольку она содержит все основные функции: и обозначение, и общение, и обобщение. Поэтому появление активной речи перестраивает всю психическую жизнь малыша: и его общение со взрослым, и восприятие, и мышление, и деятельность.
Прежде всего - общение со взрослым: оно обогащается самым мощным и универсальным средством - речью. И хотя интересы малыша по-прежнему сосредоточены на предметах, теперь он уже может не просто действовать вместе со взрослым, но и разго-варивать с ним. Он выражает словами свою просьбу, интересуется названием предмета, высказывает свое отношение к какому-либо занятию.
Особенно интересно для малыша узнавать название новых предметов. "Это что?" постоянно слетает с его губ. Он без устали ищет и называет знакомые предметы, выясняя названия незнакомых. Он быстро запоминает новые слова и, с удовольствием их повторяя, выражает свои впечатления, ищет понимания у взрослых.

"А как речь-то говорит..."

Речь также перестраивает восприятие и мышление ребенка. Называя тот или иной предмет знакомым или новым словом, он всегда с чем-то соотносит его, обобщает предметы по какому-то признаку, для взрослых случайному и несущественному. Так, портфель, очки, шляпа, тапочки могут называться "папа" только потому, что они принадлежат ему. Признаки, по которым ребенок объединяет предметы в группу, отражают его взгляды на мир, показывают, что для него важно, а что не очень. Признаки эти, как правило, внешние, ощутимые, их можно увидеть, потрогать, связать с радостным или тревожным ощущением.
Но объединяя предметы по тому или иному признаку, ребенок их как бы анализирует, а это уже достаточно сложная мыслительная операция. Так речь обогащает восприятие, придавая ему осмысленность и независимость от внешнего положения предмета: лежит он или стоит, висит на стене или найден в ящике стола -кубик есть для него кубик независимо от формы, цвета или размера. Благодаря такому восприятию, двухлетний ребенок узнает предметы на картинках, хотя их изображения порой весьма далеки от оригинала.

Регулятор поведения

Овладение речью делает возможным первые шаги к произвольному поведению - оно начинает управляться не только зримой ситуацией, но и словами взрослого. В конце второго года ребенок уже может выполнять простые "инструкции" взрослого: отнести, взять, положить и др. Он может удерживать даже два звена одной инструкции, не отвлекаясь на посторонние предметы, например: "Возьми сначала мишку, а потом куклу и принеси их мне".
Конечно, регуляция поведения речью в этом возрасте еще очень слаба и не может преодолеть инерции двигательного стереотипа: скажем, ребенок увлеченно нанизывает колечки на пирамидку, а взрослый просит их снять. Понятно, что он будет продолжать их нанизывать - не потому, что он непослушный, а потому, что сложившийся двигательный стереотип сильнее, чем слово взрослого. И тем не менее выполнение простых инструкций -очень важный шаг, кардинально отличающийся от импульсивных, спонтанных движений ребенка. Регулятором его поведения становятся не окружающие предметы, как это было раньше, а речь взрослого.
Начиная говорить, он начинает видеть, слышать и действовать по-новому. Теперь он воспринимает мир не только глазами, ушами и руками, но и своей речью, которая открывает поистине необозримые горизонты для развития ума и чувств.
Елена Смирнова - доктор психологических наук
Источник: журнала "Материнство"
Категория: Ответы на ваши вопросы о детях | Добавил: Anet79 (13.02.2011) | Автор: Анна
Просмотров: 1076 | Теги: малыш говорит | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Суббота
20.04.2024
08:29