Кризис подросткового возраста - Ответы на ваши вопросы о детях - Наши детки - Каталог статей - Персональный сайт
Пятница, 09.12.2016, 10:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ответы на ваши вопросы о детях [27]
Первый год жизни [19]
Грудное вскармливание [10]
Этой теме нужно уделить отдельное внимание, так как многие женщины бросают кормить из-за проблем с гв.
Наш опрос
Доверяете ли вы медикам?
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Наши детки » Ответы на ваши вопросы о детях

Кризис подросткового возраста

Симптомы кризиса

  • Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

  • Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.


    Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц.


    С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи. Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.


    Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.


  • Второй симптом кризиса – негативизм.

  • Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.


    У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.


  • Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка

  • Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.


  • Ребенок – потенциальный негативист

  • Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.


  • Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.


На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

— Выходит, подростковый бунт вовсе не обязателен?

— Кризис подросткового возраста — это реальность. И с ней надо считаться. Подросток, он кто? С биологической точки зрения уже не ребенок, но и не взрослый, остро переживающий бурное развитие организма и половое созревание. С психологической — пытающийся адаптироваться к этим изменениям, а также к социальным реакциям на них. А с социальной — занимающий промежуточное положение: ему пока отказано в полноте прав и обязанностей.

Специфика возраста и в том, что подростка с огромной силой захватывают многочисленные взаимоисключающие желания и стремления: потребность в независимости и одновременно слабость, уязвимость, нужда в поддержке. Желание нового опыта и страх перед новизной. Жажда взрослости и мечта всегда оставаться ребенком. Критичность к другим и некритичность к себе. Потребность в признании и не адекватное этому поведение. Вялость и гиперактивность. Апатия и эйфория. Тяга к страданию и нежелание страдать. Влечение к близким, глубоким отношениям и страх перед ними. Желание дружить и неумение принимать другого таким, какой он есть. Стремление быть в центре внимания и склонность «прятаться», оставаться в тени. Быть как все, не выделяться и быть особенным, отличаться от всех. Потребность в правилах, четких поведенческих рамках и порыв нарушить их, выйти за их пределы. И наконец, несоответствие этим желаниям психологических, интеллектуальных и материальных ресурсов.

— Почему подростки так остро переживают эти противоречия?

— Потому что они сталкиваются с ними впервые. Подросток переживает психологическое обособление от матери и отца, приобретает внутреннюю независимость, ищет новые авторитеты в мире взрослых и свое место в кругу сверстников.

Понимание свободы и независимости у него связано в первую очередь с освобождением от родительской опеки. Но он еще не осознает, что независимость проявляется в способности принимать разумные решения, ориентируясь на собственные цели и ценности, а не только на мнение компании друзей. Этому его придется долго и терпеливо учить.

— А не лучше ли приложить все усилия, чтобы оградить подростка от влияния компании?

— Приобретая автономию от родителей, подросток «уходит» к сверстникам. Это непреложный факт. Завоевать их признание — самая сильная потребность подростка. Можно сказать, принципиальная задача данного возраста. И нужно не мешать и не ограждать, а помогать подростку в поиске друзей.

Опыт взаимодействия со сверстниками подростку жизненно необходим. Но только родительская любовь безусловна. А любовь, уважение и признание среди сверстников нужно завоевывать.

Задача непростая. Ведь сверстники могут и оттолкнуть, не принять. Поэтому всякий подросток, осознает он это или нет, находится в постоянном внутреннем напряжении.

— И оно выплескивается бунтом, протестом?

— Да, зачастую именно так и происходит. С родителями подростку безопасно, вот он и «отыгрывается» на них.

Но бунт не обязателен. Подросток вполне может пережить этот нелегкий период гармонично и ровно. Понимание, признание, прощение со стороны взрослых — вот основа социальной адаптации.

На пути «от родителей» к внутренней автономии в жизни подростка возникает в норме «другой взрослый». Тот, с кем можно поделиться приобретенным опытом, с кем подростку кажется безопаснее, чем со сверстниками.

— Кто им может стать?

— Учитель, психолог, тренер, друг семьи, любой позитивно настроенный взрослый, которому подросток доверяет.

— Как правильно оказать поддержку?

— Коррекция асоциального поведения подростков осложняется тем, что в период возрастного кризиса колебания их эмоционального состояния усиливаются, внутренние конфликты обостряются, а способность регулировать свое поведение, напротив, снижается.

Разговаривая с подростком о его поведении, важно дать ему понять, что сами по себе эти его чувства вполне естественны, он имеет на них право. Недопустимы не отрицательные эмоции, а агрессивная, грубая форма их проявления.

Следующий шаг — обсуждение вариантов конструктивного поведения, позволяющего снять внутреннее напряжение. Одним подросткам поможет «проговаривание» своих чувств, другим можно посоветовать «выплеснуть» их в движении, третьим — на некоторое время уединиться, четвертым — поплакать в подушку.

В школе нужно проводить разнообразные тренинги. Именно в тренингах подростки приобретают необходимый опыт социализации в безопасной форме.

Категория: Ответы на ваши вопросы о детях | Добавил: Anet79 (03.12.2010) | Автор: Анна
Просмотров: 1408 | Теги: кризис подросткового возраста | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Пятница
09.12.2016
10:45