Зарубка на носу: ...Есть слово- кредит. Того корня корня, и кредо - верю. Кредит- нечто, нечто данное на веру, на доверие, но с отдачей.Ребенок приходит в мир с кредитом доверия. Этот кредит отдается взрослым и прежде всего родителям. Если бы этот кредит был бесконечным...И если бы взрослые умели бы не только тратить его...но и возвращать, и приумножать... Как не поладили пряник и апельсин. Бабушка: -Антон, оставь пряник, он черствый. На, съешь лучше апельсин. Смотри какой красивый, я тебе очищу... -Не хочу апельсин! -Антон, апельсины надо есть, в них витамин це. -Не хочу витамин це! -Ну почему же , Антон, это очень полезно. -А я не хочу полезно! -Надо слушаться! -А я не буду! -вот, избаловали детей. Антон, как тебе не стыдно?! -А мне не стыдно... Довольно простой пример ситуации-столкновение двух слепцов. И бабушка, и Антон ведут себя так, словно и не догадываются о существовании мира другого...Бабушка исходит по меньшей мере из пяти следующих предпосылок: -Антон, так же как и бабушка придает большое значение вопросам питания; -Знает, что такое витамин Це; -Так же, как и она понимает слово-полезно; -Способен отказываться от своих желаний , и принимать не свои желания за свои; -Доступен влиянию авторитетов-медицинских, и прочих; Понимает ли бабушка, что перед нею-ребенок! Она заботится о нем, воспитывает его,пытаясь внушить, что необходимо слушаться...Но обращается ли бабушка к конкретному ребенку, который перед ней сидит, к Антону каков он есть? Нет конечно. Она обращается к некоему исполнителю роли ребенка, соответственно ее бабушкиным ожиданиям; Обращается к образу Антона, пребывающему в ее, Бабушкином воображении. И если можно было бы этот образ увидеть, то оказалось бы, что он был бы очень похож на саму бабушку... А вот эта ситуация глазами Антона: Вы сидите, занимаетесь своим делом, никому не мешаете. вдруг подходит иностранец-непониманец, притворившейся бабушкой, и требовательно лопочет что-то на своем языке. Иностранец уверен, что вы его понимает.Вы отвечаете ему- не понимаю, но иностранец продолжает лопотать, и сердиться, и вы вынуждены прекратить общение... Видел ли Антон бабушку любящую, заботливую? Нет , не видел. А бабушку беспомощную, бабушку наивную, бабушку-ребенка, которой не грех было и уступить? Нет, конечно тоже не видел. Видел ли в бабушке себя-каким она его видела? Нет, не видел, но чувствовал, что образ разумного, послушного мальчика ему предлагают, навязывают, и защищался как мог...
Как апельсин перехитрил пряник. -Антон, помоги досказать сказку. однажды апельсин пришел в гости к прянику, и вдруг видит, что пряник уходит в рот. " Эй, пряник- закричал апельсин.-Постой, ты куда? Я же твой гость, давай поговорим." -Давай (Антон). -Слушай пряник, я ведь твой старый друг. мне скучно без тебя. Если ты уйдешь в эту пещеру я останусь один. Так с друзьями не поступают. -Я не знал, что ты придешь. Я могу и не уходить. Только вот меня немножко откусили уже. (Антон) -Это не важно, давай пойдем вместе, чур я первый! -Хитрый какой, я первый начал...(Антон) -Я первый сказал, и пенку слизал, открывай-ка рот! -Давай по очереди.(Антон) -Теперь моя очередь, ты уже откушен. Антон ест апельсин. Цель достигнута перемещением взрослого в игровое поле ребенка и незаметным внушением "своей игры" с долей компромисса. Импровизация, и чуть-чуть веселой фантазии! Все балдеют!
|